Верить ли «20 Гц – 20 кГц»?

Звуковысотный диапазон традиционных музыкальных инструментов с обертонами (гармониками) простирается до 16 кГц. Природные и техногенные звуки могут иметь и более высокую частоту, но это «исключения из правил», аудиотехника прежде всего предназначена для передачи музыки. Среднестатистический молодой человек воспринимает звуки в пределах 20 кГц, с возрастом эта граница постепенно снижается – но не будем о грустном.

АМ-радиовещание и граммофонные пластинки обеспечивали передачу частот до 4-5 кГц, а звуковоспроизводящие тракты (усилители и динамики) той эпохи заметно превосходили этот диапазон. Но с появлением в начале 50-х годов долгоиграющих пластинок и УКВ вещания с частотной модуляцией полоса передаваемых частот расширилась до 15-16 кГц, и требования к остальным звеньям звукового тракта пришлось пересмотреть. Так в середине 50-х годов оформилась идеология Hi-Fi (сокращение от High Fidelity – высокая верность). Были сформулированы основные технические требования к аудиотракту, и прежде всего – полоса передаваемых частот. Она должна была не просто соответствовать полосе частот источника сигнала, но перекрывать её с некоторым запасом.

Почему так? В радиотехнике полосу пропускания традиционно измеряли по уровню -3 дБ, то есть на границах диапазона мощность снижалась вдвое. Этот же подход перенесли и на звуковой тракт, и с учётом такого снижения усиления полосу частот назначили с запасом – от 20 Гц до 20 кГц. В эпоху ламповых усилителей добиться лучших значений было непросто из-за потерь в выходном трансформаторе. Но это был только первый шаг.

Неравномерность АЧХ в пределах диапазона

Неравномерность АЧХ в пределах диапазона (утрировано)

На рисунке представлены три варианта амплитудно-частотной характеристики, формально удовлетворяющие критерию 20 Гц – 20 кГц. Но в пределах этого диапазона частотные характеристики различны – естественно, и звучание тоже будет разным. Поэтому пришли к необходимости нормировать неравномерность АЧХ в пределах рабочего диапазона.

С появлением усилителей без выходного трансформатора (отдельных ламповых и, конечно, транзисторных) неравномерность АЧХ уменьшилась, полоса передаваемых частот по уровню -3 дБ расширилась в несколько раз, а на частоте 20 кГц «завал» стал меньше 1 дБ. Остальные участники процесса (тюнеры, проигрыватели, магнитофоны) тоже подтянулись. Стремясь улучшить характеристики аппаратуры, каждый производитель выжимал максимум в пределах доступных технологий – это была честная техническая конкуренция. Поэтому приводимые производителем характеристики (в первую очередь – частотный диапазон) были хоть и не особо впечатляющими, но измерялись по весьма строгим критериям.

Немецкий стандарт DIN 45500, принятый в 1974 году, стал «матрицей» для многих национальных стандартов – и в значительной мере затормозил дальнейшее совершенствование аппаратуры, направив её в маркетинго-дизайнерское русло. Техническая конкуренция изделий сменилась конкуренцией брендов. Дело в том, что стандарт весьма либерально устанавливал лишь минимально необходимые значения основных (но далеко не всех значимых) параметров, и многие (к счастью – не все) производители решили этими рамками и ограничиться. Зачем делать лучше, когда «и так сойдёт»? Отныне логотип Hi-Fi на панели гарантировал продажи, но не гарантировал качество звучания – это подтвердят многие коллекционеры винтажной аппаратуры.

Так со второй половины 70-х началось постепенное разделение стационарной аудиотехники на массовую и качественную. В конце концов из этого родилась идеология Higi End – но это уже совсем другая история.

Поле допусков АЧХ различных компонентов в полосе 20 Гц

Поле допусков АЧХ различных компонентов в полосе 20 Гц – 20 кГц по DIN 45500

Как можно видеть, допуски на неравномерность АЧХ весьма либеральные – в расчёте на массового слушателя и удешевление производства. Особенно широкие допуски для акустических систем, их и сегодня непросто «зажать» – самое слабое звено. Но за пределами обязательного диапазона частот никто не мешает указать любые граничные значения – для них отклонение уже не нормировано. Если можно найти следы сигнала на частоте 30 кГц с уровнем -20 дБ – так и запишем, что до 30 кГц играет. И началась маркетинговая гонка.

На момент принятия стандарта только усилители обеспечивали полосу 20 Гц – 20 кГц с минимальной неравномерностью АЧХ, а вскоре она и вовсе расширилась до 50 – 100 кГц. Все же прочие источники (в особенности – магнитофоны) отличались довольно причудливыми АЧХ.

Источники

Формально всё по DIN 45500. GRUNDIG, кстати, нарушает – а KENWOOD даже немного выходит за рамки – причём в лучшую сторону!

Непростая ситуация сложилась с акустическими системами – реальные АЧХ, измеренные «по всем правилам», напоминают частокол с массой пиков и провалов. Поэтому в технической документации используют сглаженные АЧХ, где узкие пики и провалы приведены к «общему знаменателю». Обычно используется третьоктавное усреднение, тогда и результат практически не отличается от реальности, и кривая выглядит довольно гладкой. Впрочем, вместо кривой может быть и «лесенка» по средним уровням третьоктавных полос:

Фирменная АЧХ двухполосной АС GRUNDIG SM500

Фирменная АЧХ двухполосной АС GRUNDIG SM500, с усреднением по третьоктавным полосам. В каждой такой полоске может быть «разброд и шатание» – но они приведены к общему знаменателю. Завал НЧ начинается от 100 Гц, но по паспорту диапазон от 40 Гц. «Думайте сами, решайте сами…»

Подведём итог: полосе пропускания 20 Гц – 20 кГц можно безоговорочно верить только в случае транзисторных усилителей. Просто потому, что в наши дни сделать хуже не получится – элементная база и схемотехника не позволят. Остальная аналоговая техника, что бы там ни было написано, в реальности может иметь какой угодно диапазон воспроизводимых частот и какую угодно АЧХ – всё зависит от условий измерения, принятых производителем. Тем более, что в наши дни следование стандартам уже не строго обязательно…

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье

О продукции УРАЛ можно узнать здесь

О новом АК - подробно - тут

30.06.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

24.04.2021
Любая автомобильная акустика имеет свои особенности и нюансы. При выборе акустической системы необходимо предварительно изучить характеристики и понимать, на что будет оказывать влияние тот или иной параметр.
Подробнее
01.07.2023
Тема животрепещущая. Но метафизики не будет, будет нормальная «физика здорового человека».
Подробнее
07.10.2023
Фестиваль дрифта Drift Expo Track Mode на трассе ADM! Для любителей дрифтинга!
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить