Какой должна быть частотная характеристика автомобильной аудиосистемы?

Этот вопрос был в комментариях к одной из недавних публикаций. Отвечает на него Анатолий Иванович Шихатов, признанный эксперт в области автозвука.

Проще ответить на вопрос: «какой она быть не должна?» Как это ни кажется странным на первый взгляд – она не должна быть ни ровной, ни горизонтальной. Причин у этого две: физиология слуха и шумы в салоне автомобиля. При снижении звукового давления кажущаяся громкость (она измеряется в фонах) на низких частотах спадает быстрее, чем на средних. Высокие частоты тоже ослабевают – но в меньшей степени. Эти зависимости исследованы ещё в 30-х-40-х годах XX века и известны под названием кривых равной громкости. Это означает, что для сохранения тонального баланса записи низкие частоты при уменьшении громкости нужно дополнительно усиливать. Насколько – зависит от выбранной громкости, в домашней аппаратуре с регулятором громкости связана функция loudness(тонкомпенсация), а в самых совершенных аппаратах тонкомпенсация регулируется плавно.

Кривые равной громкости

Кривые равной громкости

На какой же громкости слушать музыку? Здесь уже нужно отталкиваться от уровня шума в салоне и динамического диапазона музыки. Старые записи (примерно до середины 90-х) отличаются приличным динамическим диапазоном (порядка 40-45 дБ) с редкими, но мощными «всплесками», средняя громкость кажется небольшой. Современные «коммерческие» записи (в том числе и новые релизы старых композиций) сильно компрессированы и нормализованы, динамический диапазон сузился до 25-30 дБ, в результате средняя громкость выросла и звучание стало «плотным». Поэтому «коммерческие» релизы больше подходят для прослушивания в машине – их «тихие места» не такие уж и тихие…

Усреднённые результаты замеров автомобилей с заводской шумоизоляцией

Усреднённые результаты замеров автомобилей с заводской шумоизоляцией

Видно, что шумы в салоне сосредоточены в низкочастотной области (в основном это работа двигателя и ходовой части) и пропорциональны скорости (постепенно добавляется шум движения – шины, воздушный поток).

  • Первый и очевидный вывод: шумо- и виброизоляцию нужно делать обязательно.
  • Второй, менее очевидный: громкость и частотную характеристику нужно корректировать в зависимости от скорости.

Кстати, отдельные настройки звукового тракта «для судей» и «для себя» используют чуть менее, чем все участники соревнований по SQ – судейство обычно ведётся при заглушённом двигателе, практически в комнатных условиях. А в движении тихие места маскируются шумами, и нужен «другой звук». Лет 20 назад в некоторых головных устройствах высокого класса был вход для подключения к спидометру и автоматическая коррекция, но это новшество не прижилось.

Для комфортного восприятия музыки громкость самых тихих мест должна превышать уровень шумов на средних частотах хотя бы на 10-12 дБ (очень скромное требование). Примем уровень шума в салоне «в городском режиме» 50 дБ (шумоизоляцию всё же сделали) и динамический диапазон музыки 35 дБ (в среднем).

Получаем 50+10+35=95 дБ

Это минимально необходимый запас громкости на средних частотах, на низких частотах для перекрытия шумов нужна ещё большая громкость – поэтому без сабвуфера будет непросто. К счастью, частоты ниже 70-80 Гц усиливаются акустически за счёт передаточной характеристики салона и совсем уж фантастические мощности не требуются. В любом случае, неискаженное звучание должно обеспечиваться во всём диапазоне громкости – и при хороших динамиках с этим справляются даже головные устройства.

АЧХ

Для реальных условий эксплуатации необходимая степень коррекции и частоты перегиба зависят от эффективности шумоизоляции. АЧХ «для судей» будет практически горизонтальной, с небольшим подъёмом на краях диапазона.

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье

О продукции УРАЛ можно узнать здесь

О новом АК - подробно - тут

04.07.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

14.10.2023
Самый раскупаемый бюджетный широкополосник с отличными характеристиками! Порвал западных конкурентов!
Подробнее
29.06.2023
Известно, что параметры динамиков со временем изменяются. Вопрос – насколько?
Подробнее
21.12.2021
Очень важно при акустическом тюнинге шумоизолировать двери автомобиля. Для этого процесса стоит придерживаться строгих правил подготовки своего авто для замены штатной акустики.
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить